Главная » Файлы » Мой опыт |
[ Скачать с сервера (69.5 Kb) ] | 15.08.2021, 23:06 |
Доклад на районном совещании работников образования Балашовского муниципального района на площадке №2 для заместителей директоров по ВР. Тема выступления: "Современные возможности школы, традиции, практика, по воспитанию гражданственности у обучающихся".
Подготовила: заместитель директора по ВР МАОУ СОШ № 15 г. Балашова Соловова Ирина Александровна Добрый день, уважаемые коллеги. "Воспитание детей самая важная область нашей жизни, а правильное воспитание -наша счастливая старость, плохое воспитание-наше будущее горе, наши слезы." Антон Семенович Макаренко
Серьезные изменения, происходящие сегодня во всех сферах социальной, политической и экономической жизни России, затрагивают широкий спектр отношений общества, государства и личности. Стало очевидным, что решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и народов России. Для достижения этих результатов необходимы новые подходы к организации деятельности участников педагогического процесса в школе, где многие современные воспитательные задачи, в том числе связанные с воспитанием гражданина и патриота, уже не могут быть решены только традиционными средствами. Нужен принципиально новый подход к организации всей педагогической работы с учащимися, направленный на их подготовку и включение в жизнь гражданского общества. Новая Программа воспитания школы составлена в соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников, согласно которой определен воспитательный идеал- личность выпускника. Поэтому целью воспитания в школе является – личностное развитие школьников, проявляющееся: 1) в усвоении ими социально значимых знаний; 2) в развитии их социально значимых отношений; 3) в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел. Данная цель ориентирует педагогов на обеспечение позитивной динамики развития личности ребенка.. Основной целью гражданского воспитания является формирование гражданской нравственной позиции личности, способной нести моральную ответственность за свои решения, принятые с учетом существующей в данном обществе системы ценностей, а также с опорой на знание требований юридических законов и обретение опыта общественно-полезной деятельности. В процессе такого специально организованного обучения и воспитания общество получит нравственно устойчивую личность, социально активного, в правовом и общекультурном плане грамотного и законопослушного гражданина государства. В то же время высокий уровень нравственного развития помогает ребенку ориентироваться в сложных социально-экономических проблемах, разбираться в общественно-политической жизни страны.
Таким образом гражданское воспитание пронизывает все модули Программы Воспитания школы по которой начнем работать с этого года. В нашей школе Гражданское воспитание учащихся осуществляется, прежде всего, в учебной деятельности: в процессе преподавания основных социально-гуманитарных дисциплин: -Ведение курса обществознание с 6 по 11 класс; - предмета «Окружающий мир» в I-IV классах -Изучение истории, - литературы, - искусства (музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура) которые способствуют формированию российской гражданской идентичности в социокультурном аспекте в соответствии с содержанием образования по этим учебным предметам и областям знания, Во внеурочной деятельности содержание гражданско-патриотического воспитания основывается на соответствующих формах воспитательной работы: -Коллективные творческие дела, -Мероприятия, посвящённые важным историческим датам; - Исследовательская деятельность; - Смотры-конкурсы, выставки; - Беседы; - Экскурсии, поездки, походы; - Тематические классные часы; (классные часы, направленные на воспитание уважительного отношения к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям, чувства гордости за своё Отечество, за символы государства, за свой народ; долга и ответственности за судьбу Родины и своего народа, за ее будущее, способности проявлять гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности) В качестве форм работы с семьей: Кроме привычных форм и методов работы в этом направлении наши педагоги применяют интерактивные методы работы:
Учителя стараются в традиционную форму классного часа внести что-то новое, так сказать, вдохнуть в этот вид воспитательной деятельности новую жизнь: необычный классный час состязательного характера; классный час-путешествие, открытый микрофон; встречи с интересными людьми; беседа за круглым столом, кинопросмотр с обсуждением. Среди других форм внеурочной деятельности: -Курсы внеурочной деятельности, направленные на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде: «Отряд юных пожарных», «Отряд ЮИД», «Отряд ЮДП», а также " Комитет по защите прав участников образовательного процесса". - Внеурочные курсы, направленные на воспитание у школьников любви к своему краю, его истории, культуре, природе, на развитие самостоятельности и ответственности школьников, формирование у них навыков самообслуживающего труда: «Краеведческое объединение», «Основы православной культуры», Объединение «Отечество», экологический кружок «Родник» , «Экологическое объединение», «Друзья природы». Работа Краеведческого клуба под руководством Большековой К.В. также пополнилась новыми формами. Это проведение наряду с очными виртуальных экскурсии в краеведческий уголок школы для обучающихся младших классов, проведение онлан-викторины, посвященной ВОВ 1941-1945 гг. для обучающихся школы по возрастным категориям с использование приложений GOOGL, проведение квестов по истории Саратовского края, открытие Ютуб-канала "Привет из Балашова" по формированию роликов о достопримечательностях родного края. Ребята клуба принимают участие в челендже, посвященном ВОВ по созданию виртуальной галереи: "Российские Памятники ВОВ", В рамках Всероссийского проекта "По стопам истории" участвуют в реконструкции исторических событий записывают видео-монологи героев, составляют карты, записывают видео о традициях родного края. Участвуют в проекте "Культурный дневник школьника". В дополнительном образовании на безе школы ребята посещают кружки: "Юные краеведы", "Туристический кружок," Строители зеленой архитектуры", -"Археологический кружок".
Социально значимые отношения и опыта осуществления социально значимых дел формируется с включением ребят в деятельность по самоуправлению школы. Формы школьного самоуправление нашего Центра инициативы и творчества с включением ребят в деятельность РДШ, созданием первичного отделения на базе школы обновились. Ребята нашего (Центра инициативы и творчества школы включают в свою деятельность следующие формы: онлайн -поздравления педагогов, одноклассников с праздниками , онлайн-концерты с размещением в сетевом сообществе школы в контакте, организовывают свои акции-мастер-классы "Подарок маме сделаем сами!" для младших школьников. Проводят флешмобы, фотофлешмобы, социально-патриотические флешмобы. Принимают участие в проектах РДШ, организовывают акции РДШ в своих классах и школе: "Армейский чемоданчик", "Письма Победы", "Окна Победы", "Мирные окна, "Добрые уроки" и др. Участвуют в конкурсах, челенжах, марафонах, открытых уроках, викторинах, диктантах от РДШ. В современных условиях важным гражданским качеством становится способность к самоопределению, благодаря которому человек сможет разумно существовать в условиях выбора, т.е. в условиях свободы. В этом направлении ребята совместно с педагогами изучают интернет ресурсы, посвященных выбору профессий (Платформа «Проектория», «Билет в будущее», «proforientator.ru) проходят профориентационное онлайн-тестирования на платформе «За собой», он -лайн курсы по интересующим профессиям и направлениям образования; участвуют в просмотрах программ о профессиях портала "Открытые уроки", тестировании, анкетировании, проведении тренингов педагогом-психологом Сформированность гражданственности является результатом гражданского воспитания. Для определения сформированности гражданской воспитанности у старшеклассников в школе мы выделили три критерия: познавательный, ценностный и деятельностный. Для полного анализа мы провели анкетирование по выявлению уровня сформированности гражданственности у старшеклассников посредством деятельностного компонента гражданского воспитания. В анкетировании приняли участие 16 одиннадцатиклассников нашей школы. Они ответили на 12 вопросов. Эта методика предполагает прочтение и выражение своего мнения по каждому из предложенных вопросов. По итогам анкетирования можно сделать вывод, что у выпускников нашей школы высокий уровень (85% ) сформированности гражданственности. И конечно воспитание не возможно без развития кадрового потенциала :его обучения , обмена опытом, вовлечения учителей в проектную деятельность, путем подготовки творческих инновационных уроков и участия в профессиональных конкурсах, конференциях и семинарах. - Так классный руководитель 7а класса Большекова Ксения Владимировна стала победителем в Районном конкурсе "Самый классный классный" в 2021 году. -8б класс кл. рук. Добрынина О.В. участвовал впервые и стал Победителем конкурса "Лучший ученический класс" По словам наших участников «Лучшего ученического класса», приходиться напряжённо работать весь год, занимая призовые места в различных олимпиадах, конкурсах, участвуя в акциях, челенждах, флешмобах, социальных проектах в том числе проходящих и в новых форматах, а также вести свою страничку в социальных сетях в контакте, Таким образом из анализ практики гражданского воспитания школьников мы делаем вывод о том, что именно интерактивные методы создают необходимые условия как для становления и совершенствования гражданской позиции через включение участников образовательного процесса, членов детских коллективов в осмысленное переживание индивидуальной и коллективной социально-значимой деятельности, так и для осознания и принятия ими нравственных ценностей общества. А от того, кто будет воспитывать ребёнка, зависит его будущее, его мировоззрение, вся его жизнь.
Интернет – ресурсы: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/9451/2/2018zamyatina.pdf https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2018/06/22/sovremennye-podhody-formy-i-metody https://infourok.ru/vistuplenie-na-pedagogicheskom-sovete-po-temegrazhdanskoe-vospitanie-v-shkole-2276302.html | |
Просмотров: 138 | Загрузок: 1 | Комментарии: 5 | |
Всего комментариев: 3 | ||||
| ||||